ФАС возбудила первое дело за нарушение новых правил рекламы займов
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело против Почта Банка из-за того, что тот не указал полную стоимость кредита в рекламе займа, выяснили «Известия». Это первый случай, когда финансовую организацию планируют привлечь к ответственности за нарушение новых требований. С 23 октября банки обязаны в рекламе рядом с привлекательной ставкой по ссуде указывать и диапазон ее полной стоимости с учетом дополнительных расходов (например, страховки). Штраф по этой статье сегодня доходит до 800 тыс. рублей. Но эксперты опасаются, что некоторым финансовым организациям выгоднее его заплатить и именно поэтому власти обсуждают увеличение взысканий.
Как появилось первое дело о неуказании ПСК в рекламе кредита
История началась с того, что в ФАС поступила жалоба гражданина на рекламу Почта Банка, в которой крупным шрифтом указывалась привлекательная информация о ставке по кредиту от 4%, сообщил «Известиям» представитель службы. Данные о диапазоне полной стоимости кредита (ПСК), который должен быть указан до процентной ставки, в объявлении отсутствовали. Реклама распространялась на экранах в общественном транспорте Москвы и Московской области, уточнили в ФАС.
— Служба возбудила дело в отношении АО «Почта Банк» по признакам нарушения закона о рекламе. В случае установления нарушения банк будет привлечен к административной ответственности, — сообщили в ФАС.
«Известия» направили запрос в Почта Банк — на момент публикации ответа на него не последовало.
Стоит отметить, что это первый случай, когда кредитную организацию намерены привлечь к ответственности за нарушение новых требований, которые вступили в силу с октября прошлого года.
СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
С 23 октября 2023 года банки обязаны отображать сведения о ПСК в рекламе займов. Полная стоимость кредита, помимо годового процента, включает в себя любые платежи в пользу финансовой организации, которые предусмотрены договором, — страховка, платные СМС-оповещения и любые другие дополнительные услуги. Теперь ставка должна упоминаться в тексте тем же шрифтом, что и ПСК, и только после нее. Заемщики должны сразу видеть, какие дополнительные товары и услуги им нужно приобрести, чтобы получить наилучшие условия по ссуде.
Сегодня штрафы за некорректное отображение данных о ПСК в рекламе банковских продуктов составляют от 20 тыс. до 50 тыс. рублей для должностных лиц и от 300 тыс. до 800 тыс. рублей для юрлиц.
Ранее Почта Банк уже привлекался к ответственности за ненадлежащую рекламу кредита — в октябре его оштрафовали на 500 тыс. рублей, напомнил партнер коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Никита Суклин. При этом организация не выполнила предписания антимонопольного органа в установленный срок, за что вскоре получила второй штраф в размере 400 тыс. рублей.
Как новый закон о рекламе кредитов повлияет на рынок
ФАС и раньше штрафовала банки за нарушения в рекламе, например за мелкий шрифт, отметила директор департамента коммуникационной политики финансового маркетплейса «Выберу.ру» Анна Романенко. В результате игроки рынка, которых привлекали к ответственности, на время отказывались от подобных практик, но впоследствии всё равно к ним возвращались
Сейчас требования стали строже и банки начали указывать ПСК, но пока нельзя сказать, что этому правилу следуют абсолютно все и во всех случаях, добавила эксперт. Полная стоимость кредита чаще всего выглядит устрашающе. Финансовые организации, указывающие ее так же крупно, как и рекламную ставку, рискуют растерять клиентов.
Как писали «Известия» в конце декабря, перед новым годом средний размер полной стоимости кредита составил 26%. При этом максимальное значение на рынке доходило до 67%, сообщали в «Финуслугах». Теперь в рекламе требуется указывать именно диапазон ПСК, то есть и наибольшее значение тоже.
Тем не менее требования к рекламе займов могут не так заметно отразиться на их выдачах, уверен основатель Anderida Financial Group Алексей Тараповский. По его словам, кредитные продукты популярны среди россиян и будут востребованы в любом случае.
Однако практика показывает, что банки способны нарушать действующее законодательство, несмотря на замечания властей, добавил адвокат Игорь Апостол. Сумма взысканий ничтожна для них по сравнению с потенциальной прибылью, пояснил он.
Законопроект о двукратном увеличении штрафов за некорректное отображение данных о полной стоимости кредита уже рассматривался в начале февраля на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности, писали ранее «Известия». В случае его принятия наказание может вырасти до диапазона от 40 тыс. до 100 тыс. рублей для должностных лиц и от 600 тыс. до 1,6 млн рублей для самих банков.
— ФАС выступает за увеличение штрафов банков за нарушения рекламного законодательства, — сообщили в службе.
С января 2024-го требование указывать ПСК рядом с привлекательной ставкой распространяется и на сайты финансовых организаций. В ЦБ считают этот закон социально важным.
— Из позитивного — исчезла реклама кредитов под фантастические, реально не существующие 0%. Мы с этим боролись. Теперь внимательно смотрим за тем, чтобы банки корректно раскрывали информацию о кредитах на сайтах и в мобильных приложениях, — заявляла глава ЦБ Эльвира Набиуллина на ежегодной встрече Ассоциации банков России, прошедшей 1 марта.
В перспективе потребители привыкнут к пугающим цифрам ПСК, но их отношение к кредитам станет более осторожным и осознанным, заключила Анна Романенко из «Выберу.ру». А маркетологи найдут способ привлечь внимание и произвести впечатление на потенциального клиента и без рекламы процентов. Например, добавил Алексей Тараповский из Anderida Financial Group, указывая в объявлениях другие параметры кредита — ежемесячный платеж или максимальный объем.
Евгений Грачев
Источник – Известия